Дзен-психоанализ. Д. Ди Фео

Введение

 Цель этой работы - осветить проблемы взаимосвязи между психоанализом и дзен-буддизмом.

Между этими двумя достижениями человечества в сфере глубинной психологии уже на протяжении многих лет существует постоянный диалог, безусловно, сложный, но конструктивный. Дзен-буддизм не меньше, чем психоанализ, занимался изучением «глубинного» ума. Еще Платон говорил, что неосмысленная жизнь не достойна того, чтобы ее прожили, и Будда Шакьямуни может считаться одним из первых исследователей глубинной психологии.

Цели психоанализа и дзен-буддизма похожи: облегчить человеку страдания и вернуть ему, насколько это возможно, психическое здоровье, помогая обрести счастье в этой жизни. Как психоанализ, так и дзен-буддизм работают с умом, исследуя его до самых сокровенных глубин.

Эта работа покажет, как много психоаналитиков, уже считающихся классиками, были знакомы с дзен-буддизмом: начиная с Юнга, Фромма, Хорни и Перлза между психоанализом и дзен-буддизмом установились отношения постоянного диалога, послужившие их взаимному обогащению и развитию.

На Востоке интерес к психоанализу развивался в рамках юнгианского, а не фрейдистского направления, особенно среди психотерапевтов, практиковавших дзен-буддизм.

  Причина этого  кроется в том, что теория Юнга устанавливала приоритет отношений матери с сына и «материнского комплекса» у взрослого человека, особенно у мужчины. Известно, что в Азии и, особенно, в Японии есть тенденция к восприятию матери в качестве основы  семьи, хотя у нее мало власти в обществе и в культуре вообще. Понятие Эдипова комплекса не очень применимо, например, к индусу или японцу, у которых с отцами не возникает очень близких отношений, сыновья уважают и почитают отцов, но на некотором расстоянии.

Поэтому здесь идея о соперничестве между отцом и сыном за «обладание» матерью имеет меньшее значение. Молодой сын уже ощущает свое «обладание» матерью, и проблема может возникнуть у него скорее в момент создания собственной семьи, и именно здесь вместо понятия неразрешенного эдипова конфликта для анализа удобнее использовать юнгианское понятие «материнского комплекса».

Кроме того, концепция Самости у Юнга во многих аспектах очень близка идеям дзен-буддизма.

 Дзен-буддизм с древнейших времен развивался, следуя с запада на восток, от Индии к Японии через Китай, и в каждой стране он принял особую форму, связанную с традициями данной страны. Его развитие продолжилось и в ХХ в., когда он  проник из Японии на тихоокеанское побережье Соединенных Штатов Америки, где в первую очередь проявились его психологические, а не религиозные характеристики, как заметил знаменитый американский психолог Уильям Джеймс.

Эту тенденцию чувствовал и Ницше, когда писал, что «…легкий буддизм захватит всю Европу» по причинам, которые Альберт Эйзенштейн суммировал в следующем высказывании: «Буддизм обладает характеристиками религии будущего: он трансцендирует личного Бога, уничтожает догмы и теологию, в него входит и природное и духовное, он основан на религиозном чувстве, вдохновляемом всем сущим, природным и духовным, полным значения единства».

Далее в работе мы уделим внимание связям, установившимся между психоанализом и дзен-буддизмом, которые способствовали проведению в 1958 конгресса в Куэрнаваке (Мексика), где приняли участие многие психоаналитики, включая Фромма. Из научных работ, представленных на этой конференции, мы можем оценить, насколько обогатился настоящий диалог между психоанализом и дзен-буддизмом, и особенно, какое распространение получил, с одной стороны, психоанализ на Востоке, с другой - дзен-буддизм на Западе

Можно сказать, что  данная работа носит информативный характер, и по причинам соблюдения пространственных рамок не может содержать очень подробного анализа, но несмотря на это, мы даем достаточно полный обзор контактов, имевших место между психоанализом и дзен-буддизмом.

Мы начинаем с Фрейда и его связей с Востоком, далее анализируем написанное на эту тему Юнгом, затем - Фроммом и другими психоаналитиками (вплоть до Лакана).

После такого экскурса мы рассматриваем точки соприкосновения и расхождения психоанализа и дзен-буддизма относительно таких понятий, как Я, Самость, Бессознательное, сновидение и обсуждаем возможность использования дзен-медитации в психоанализе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 1.1. Психоанализ

Психоанализ - это дисциплина, начало которой положил З. Фрейд, состоящая из комплекса психологических теорий и располагающая техникой исследования души, используемой в психотерапевтических целях.

В ХIX в. основным методом устранения истерических симптомов был гипноз. В то время широкой известностью пользовался французский доктор Ж. М. Шарко, учеником которого был Фрейд. Основываясь на практике Шарко, Фрейд в сотрудничестве со своим коллегой Й.Брейером начал использовать гипнотизм в рамках метода, названного ими катартическим. Достаточно скоро Фрейд отошел от гипноза и использовал вместо него метод свободных ассоциаций.

Й.Брейер примыкал к П. Жане, считавшему, что при психическом заболевании сужается область сознания или «снижается ментальный уровень». Фрейд отошел от динамической и экономичной концепции психики и предположил наличие в ней конфликта. Он выдвинул идею, что психическое заболевание зарождается в результате столкновения таких противоположных энергий, как влечения и контроль за ними.

Чтобы получить доступ к значению невротического симптома, Фрейд использовал сны и их интерпретацию как «главный путь к бессознательному». Фрейд первым начал использовать такие понятия, как цензура, перемещение, конденсация и др.

«Открытие» Фрейдом бессознательного позволило объяснить психическую жизнь как постоянное противостояние сознательного и бессознательного.

Основываясь на  революционных для того времени предпосылках, Фрейд для объяснения функционирования психического аппарата разработал свою метапсихологию. Сначала он выделил в психической системе сознательное, предсознательное и бессознательное, и только на втором этапе он  разработал такие понятия, как Оно, Я и Сверх-Я. Открытие Оно позволило объяснить существование влечений, с помощью которых либидо, перемещаясь от одной эрогенной зоны к другой, создает фазы психического развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная).

На каждой из этих фаз либидо может быть блокировано, в результате чего возникают фиксации и последующие регрессии, которые препятствуют нормальному развитию психики.

Оно постоянно подавляет Я, поскольку функционирует по «принципу удовольствия». «Несчастное» Я под влиянием «принципа реальности» должно усмирять эти требования, так как находится в прямой связи с внешним миром.

Я использует «тревогу» как сигнал опасности, исходящей из мира «влечений», и создает «защитные механизмы», которые противостоят требованиям Оно и  приводят их в соответствие с  требованиями внешнего мира. Эти защитные механизмы, подробно исследованные Анной Фрейд, весьма многочисленны, можно вспомнить, к примеру, «идентификацию», «вытеснение» и «сублимацию».

В ходе эволюции детской психики возникает высшая инстанция, так называемое Сверх-Я, которое со временем обретает свою психическую независимость и иногда может давить на Я так же сильно, как Оно. Сам Фрейд считал Сверх-Я основанием для образования этики и морали: «Первобытному человеку жилось лучше, так как он никак не ограничивал своих влечений. Но его уверенность в возможности длительного счастья такого рода была весьма незначительна. Цивилизованный человек обменял часть возможности счастья на некоторую долю безопасности»

Начиная с 1920 г., с книги «По ту сторону принципа наслаждения», Фрейд считал, что  психический конфликт – это проявление  противоречия не между биологическим и внешним миром, а внутри самого биологического мира, между «влечением к жизни» - Эросом, воплощающим либидо,  и «влечением к смерти» - Танатосом, воплощающим свойственную каждому человеку склонность к саморазрушению.

Психоанализ является одной из множества форм психотерапии. Определить, проводит ли терапевт психоаналитическую терапию, можно по следующим отличительным признакам психоанализа, выделенным Фрейдом:

Таким образом, можно сказать, что классический психоанализ начался с исследования Фрейдом законов функционирования бессознательного, которые затем были продолжены его учениками и коллегами. В 1908 г. во время конгресса в Зальцбурге были выделены отличительные особенности психоанализа. Это было сделано в целях отделения его от других направлений (названных Фрейдом «диким психоанализом»), которые применяли ту же терминологию, но другие методы работы.

В дальнейшем развитие психоанализа происходило в разных направлениях. Неофрейдистское направление опирается на методологические и эпистемологические основы, заложенные Фрейдом, но меняет некоторые значительные аспекты его доктрины. В США на так называемых неофрейдистов оказали большое влияние идеи культурной антропологии и американского бихевиоризма и их интерпретация трудов Фрейда,  в которых особое значение  уделяется роли социума в развитии личности.

Можно выделить следующих крупнейших представителей этого направления и те изменения, которые они внесли в классический психоанализ. К. Хорни отрицала первостепенное значение сексуальных факторов и настаивала на ведущем значении факторов социокультурных.  Г.С. Салливан перенес внимание в анализе с внутренних психических конфликтов на межличностные, считая, что личность является результатом межличностного взаимодействия. По его мнению,  социальные условия, в которых оказывается субъект на протяжении жизни, имеют ключевое значение в формировании его психики. Эрих Фромм, опираясь как на Фрейда и Маркса, так и на дзен-буддизм, создал в некотором роде психоанализ-социологию. Он подверг жесткой критике капиталистическое общество, не способное удовлетворить фундаментальные психические потребности, лежащие в основе роста человека (такие, как любовь и свобода).

В Англии получили развитие три направления психоаналитической мысли. Первое разрабатывалось Анной Фрейд, основное внимание в нем уделяется эго-психологии. Впоследствии оно было развито Г. Хартманном, Э. Крисом и Р. М. Левенштейном. Второе направление, основным представителем которого был Д.Винникотт, развивало теорию объекта и объектных отношений. Третье направление заложило основу теории объектных отношений. Его важнейшим представителем была М. Кляйн, которая внесла значительный вклад в психоанализ в виде клинических исследований и новаторских теоретических моделей.

Во Франции под руководством Ж. Лакана возникла «фрейдистская школа». Она следовала модели Фрейда, опираясь на лингвистические теории, уже воспринятые русским и французским структурализмом.

В заключение этого краткого описания нужно сказать, что из классического психоанализа возникло много направлений, которые дали начало выдающимся психотерапевтическим школам. Основными среди них являются следующие: аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теория В. Райха (доработанная потом А. Лоуеном), основанная на биоэнергетической трактовке; трансактный анализ, разработанный в США Э. Берном; психосоматика, развитие которой связано с именем Ф. Александера; активный анализ В. Штекеля и многие другие.

1 из 10 След. стр. →
Решаемые проблемы Как это происходит