История психотерапии
Как ни странно, научной психотерапии не так много лет. Впервые термин «психотерапия» (лечение души) был применен Д. Тьюком в 1872 году в книге «Иллюстрации влияния разума на тело», где одна из глав была так и названа, а общеупотребительным термин «психотерапия» стал в конце XIX века. Это было связано с открытием З.Фрейдом психоаналитической теории, с этого момента психотерапия обрела статус науки.
До этого времени к лечению психических проблем подходили то интуитивно (шаманы, знахари), то кардинально (охота на ведьм, корабль дураков), а чаще всего просто по-шарлатански. Надо заметить, что психиатрия и в XX веке использовала бесчеловечные методы «лечения» психических расстройств. Медикаментозное же лечение психики, и, соответственно, развитие психиатрии относят к началу XVIII века.
На сегодняшний день термин «психотерапия» объединяет более 400 методов индивидуальной и групповой работы с психикой. Здесь мы остановимся на рассмотрении истории психоаналитической психотерапии, с которой все началось, и после чего психотерапия стала научной.
В 1880-1882 годах Й. Брейер лечил страдающую истерией пациентку. Этот случай, который известен в психоаналитической литературе как «случай Анны О», является историческим, так как Брейер впервые применил при лечении своей пациентки новый метод, который включал в себя установку на выявление с помощью гипноза истоков возникновения невротических симптомов у молодой девушки. Брейер назвал новый метод «катартический» - от древнегреческого слова «катарсис» (очищение).
Примерно в то же время в Гавре П.Жане работал с молодой девушкой методом психологического анализа. Путем гипнотического внушения он смог подменить истину ложью для того, чтобы травмирующее событие прошлого не просто забылось, а окончательно исчезло из памяти пациента – так достигалось выздоровление. В этом отношении психологический анализ Жане можно назвать «лечением ложью».
Между катартическим методом Брейера и психологическим анализом Жане было много общего - они оба использовали гипноз для исследования причин возникновения истерических симптомов, сделали акцент на травматических ситуациях, вызвавших развитие невротических симптомов, для обоих стало очевидным, что для обнаружения травматических ситуаций необходимо изучить предшествующие заболеванию периоды жизни пациента, включая ранние годы детства. Эти привлекло внимание З. Фрейда и легло в основу его психоаналитических исследований и терапевтической деятельности.
До того, как Фрейд пришел к психоанализу, он провел исследования в области физиологии, гистологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, как со взрослыми пациентами, так и с детьми. К 1892 году Фрейд осознал, что его способность гипнотизировать пациентов небезгранична, и он встал перед выбором: либо отказаться от катартического лечения, либо попытаться делать это без сомнамбулической стадии. Фрейд пришел к предположению, что пациенты знают все, что имеет для них патогенное значение, и вопрос только в том, чтобы заставить их сообщить это. Элизабет фон Р. (1892) была первой пациенткой, которую Фрейд вылечил внушением в бодрствующем состоянии, а к 1896 году Фрейд отказался от гипноза.
Точной даты открытия процедуры свободных ассоциаций, или психоанализа, нет. Вероятно, она постепенно развивалась между 1892 и 1896 годами, уверенно очищаясь от гипноза, внушения, давления и опрашивания, которые сопровождали ее вначале. Вот как описывал этот метод Фрейд: «Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же, как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит «разрешить ему войти» в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, бессвязно, наугад». Процедура свободной ассоциации стала известна как фундаментальное, или основное, правило психоанализа.
Фрейд признавал, что личное влияние врача может быть чрезвычайно значимо, и предлагал терапевту действовать и как просветителю, учителю, духовному отцу. Вместе с тем он осознавал, что при определенных условиях отношение пациента к врачу может «расстроиться» - фактор, который превратит отношения пациент — врач в наихудшее препятствие на пути дальнейшего анализа. Так Фрейд обнаружил явления сопротивления и переноса, которые поначалу рассматривались им как помехи в работе, но с 1912 года и далее последовательный анализ переноса и сопротивления стал центральным элементом терапевтического процесса.
Ну и главная заслуга Фрейда – открытие структуры психического аппарата человека, где важнейшую роль играет бессознательное. В 1933 г., Фрейд писал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Я (сознание), сделать его более независимым от Сверх-Я (моральная инстанция), расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Оно (бессознательные влечения). Где было Оно, там будет Я». В работе «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд утверждает: «Дело анализа — обеспечивать, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Я, только в этом случае он выполнит свою задачу».
Начало широкого признания Фрейда и психоанализа образованным обществом относится к 1908-1920 годам, когда идеи Фрейда начали реально влиять на характер культурного развития XX века. Быстрому развитию и оформлению психоанализа в отдельную науку способствовали глубокие познания Фрейда в истории, культурологии, искусстве. Во многих своих работах он дал новое психоаналитическое переосмысление этих понятий.
Нет смысла рассматривать отдельно виды психотерапии. Достаточно сказать, что только психоанализ Фрейда дал толчок к развитию пары десятков психоаналитических методов и теорий, среди которых - аналитическая психология К.-Г. Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, характероанализ В.Райха, эпигенетический анализ Э.Эриксона, неофрейдизм Г.Салливана и К.Хорни, экзистенциальная психотерапия Р.Мэя, трансактный анализ Э.Берна и многие другие. Несмотря на теоретические и методические отличия, эти методы в главном не противоречат друг другу и относятся к глубинной, или психодинамической психологии и психотерапии.
На сегодняшний день не найдено другой теории, кроме психоаналитической, которая бы научно объясняла принципы работы психического аппарата человека. Поэтому можно утверждать, что психоаналитическая психотерапия является самым эффективным методом работы с неврозами.