Женские сексуальные расстройства

3.2. Женский Эдипов комплекс.

Эдипов комплекс можно назвать пиком инфантильной сексуальности как у мальчиков, так и у девочек, но у девочки его возникновение, течение и преодоление, еще согласно теории Фрейда, протекает намного сложнее, что уже было рассмотрено ранее. Здесь же нас интересуют те варианты течения и разрешения эдипова комплекса, которые оказывают патологическое влияние на развитие женственности и женской сексуальности.

Фрейдом и классическими представителями психоанализа эдипов комплекс понимался как краеугольный камень психоаналитической теории и как универсальный феномен, с которым так или иначе приходится сталкиваться человеческому индивиду.

Если вкратце вернуться к пониманию эдипова комплекса, то по Фрейду, эдипово развитие девочки основывается на принятии своего неполноценного кастрированного положения, яростном отдалении от матери, растерянности и, затем, принятии отца, как любовного объекта, вследствие чего мать воспринимается, как соперница. Расширяя понимание женского эдипова комплекса в контексте развития половой идентичности, надо заметить, что тотальное отвержение матери девочкой происходит только в патологических случаях и может заставить девочку отказаться от преследования эдиповой привязанности к отцу. В начальной фазе становления эдипова комплекса мать обычно еще является главным объектом сексуальных импульсов маленькой девочки, которая находится в так называемой негативной позиции комплекса.

По представлениям классического психоанализа, предпосылкой перемещения с негативной эдиповой позиции  на позитивную является способность девочки заменить желание иметь пенис на желание завести ребенка. Отец становится объектом любви, мать становится объектом ревности, девочка превращается в маленькую женщину. Согласно современным и менее категоричным представлениям Ж. Шассге-Смиржель, в идеале развитие эдипова комплекса у женщины выглядит так : «Если в отношениях девочки с матерью преобладает хороший опыт и «нормальные», дозированные, постепенно возрастающие фрустрации, необходимые для образования прочного и гармоничного Я, и если, к тому же, отец обладает качествами, обеспечивающими адекватную поддержку проекции хороших черт объекта, и одновременно достаточной строгостью, девочка сможет, благодаря фрустрациям, произвести смену объекта, осуществив бесконфликтные идентификации с матерью, и при этом идеализация второго объекта не будет опережать функцию, отводимую ему в решающий момент развития».

Но на этом пути возникает масса модификаций и факторов, нарушающих «нормальное» развитие. Рассмотрим основные из них.

Если говорить в общих чертах, то по отношению к вышеизложенному положению Ж. Шассге-Смиржель, если первый опыт окажется неудачным, и второй объект не будет обладать свойствами, благоприятствующими проекции хороших черт объекта, создаются предпосылки для наиболее серьезных расстройств, как в плане сексуальности, так и в личностном плане.

Более детально, ситуация может складываться следующим образом.

Оценим значимые факторы, нарушающие «нормальное» течение эдипова комплекса.

1.  Роль отца. Достижение способности к триадным отношениям зависит и от природных данных и от степени отзывчивости отца. Если его восхищение поддерживает гордость и самоуважение девочки, способствует ее идентификации с женским Я-идеалом и усиливает эдипову консолидацию, то в случае, если отец более обольщающий, чем восхищающийся, девочка перевозбуждается, но находится под влиянием конфликтов преданности и вины, вследствие чего может регрессивно снова вернуться к матери.

2. Чувства по отношению к матери. Как уже отмечалось, другим препятствием в эдиповом развитии девочки являются ее чувства по отношению к матери. Трудности в процессе воссоединения с матерью могут задержать эдипово развитие, а предшествующий конфликт может облегчить регресс. Вместо того, чтобы вовлечь девочку в эдиповы стремления, ее зависть к матери или сознательное чувство вины за эдиповы желания приводят к страху потерять материнскую любовь. Плюс, из-за раннего начала формирования Сверх-Я у девочки, в ответ на усилия разрешить конфликт воссоединения, идеализация матери и самокритичность со стороны жестких интроектов могут нарушить ее уверенность в своей женственности. Совокупность этих факторов может заставить ее отказаться от эдипова соревнования и регрессировать в раннюю привязанность к матери, оставаясь замороженной в положении детской зависимости. Тогда такие черты характера, как покорность, уступчивость и мазохистичность становятся доминирующими.

Дальнейшие факторы характерны для обоих полов, но от этого не перестают быть значимыми.

3. Влияние травматического опыта. Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта. Как уже было отмечено, обольщение может преждевременно пробудить у девочки генитальность, и интенсивное возбуждение извне выходит из-под контроля ребенка. Тогда возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. То, что усиливает страхи, способствует вытеснению сексуальности. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: инцидентов, телесных повреждений, смерти близких  и неожиданного зрелища гениталий взрослых.

4. Первичная сцена. Концепция первичной сцены включает в себя весь запас бессознательного знания ребенка о сексуальных отношениях людей, в особенности родителей. Помимо генитальных аспектов первичной сцены и связанных с ней фаллически-эдипальных конфликтов, эта сцена может быть также описана им в доэдипальных терминах, таких как орально-эротические и орально-пожирательные фантазии, анально-эротические и анально-садистические обмены, бисексуальная путаница, архаические фантазии о сосании крови, страх утраты чувства своей идентичности или представления о границах своего тела. Когда такие фантазии затем играют ведущую роль в психической реальности личности, сексуальные и любовные отношения легко уравниваются с кастрацией, уничтожением или смертью.

5. Трансгенерационная передача. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, и в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей.

6. Влияние сиблингов. Если в семье есть старшие братья или сестры, наблюдаются «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует либо ослаблению конфликтов, либо создает новые конфликты.

Младшие братья и сестры обычно воспринимаются как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, у девочек может возникнуть идея ревности. Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению.

7. Семьи с одним родителем. У детей, воспитанных одним родителем, происходит следующее. Поскольку наиболее частой оказывается ситуация воспитания дочери матерью, то фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим фантазиям, особенно если отец умер, или так говорят ребенку. Усиливается  привязанность к матери, характер этой привязанности обычно амбивалентен. Часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Возникает сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия представляются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание как воссоединение с отсутствующим или умершим отцом может стать сексуальной целью.

8. Семейные констелляции. Еще одна интересная вариация, описанная современным психоанализом, касается такой семейной констелляции: мать садистическая и кастрирующая, а отец – добрый и уязвимый. Здесь у девочки появляется тенденция к увековечиванию эдиповой ситуации. Девочка, меняя объект, стремится вырваться от матери и сталкиваясь со своей потребностью сохранить отца, предлагает себя ему в качестве парциального объекта, защищенного тем самым от матери, любимого отцом, и полностью зависимого. Она не занимает места матери возле отца, не идентифицируется с матерью, остается ребенком и не становится женщиной, предлагая в дальнейшем мужчинам лишь нежность и дружбу.

Таковы наиболее характерные варианты развития женского эдипова комплекса при наличии различных факторов, влияющих на дальнейшее измененное или нарушенное сексуальное развитие.

Уже было вкратце упомянуто, что у девочки исчезновение эдипова комплекса происходит менее драматическим и менее радикальным образом, чем у мальчика, или даже не происходит вовсе. Для девочки типичным является постепенное освобождение от эдипова комплекса или медленное его вытеснение. Как считал Фрейд, Эдип девочки создает для нее гавань. Это означает, что во взрослом возрасте его следы сохраняются у девочки дольше, чем у мальчика. И тип преодоления эдипова комплекса, травматические события, семейное окружение в этот период часто оказывается решающим для психоаналитической теории, для понимания и аналитической терапии женских сексуальных расстройств и девиаций.

Также комбинации, возможные в рамках разрушения эдипова комплекса, открывают множество идентификационных возможностей. С вопросом половой идентификации девочек, также крайне важным для психоаналитического понимания и терапии сексуальных расстройств и скрытых (и явных) девиаций, стоит познакомиться подробнее, что и будет сделано в следующем разделе.

← Пред. стр. 5 из 11 След. стр. →
Решаемые проблемы Как это происходит