Завороженный (Spellbound) - 1945
Несмотря на то, что к началу 40-х «классический» или «ортодоксальный» фрейдизм подвергся критике, причём даже со стороны самих учеников Фрейда, такой консервативный и придерживающийся викторианских взглядов на жизнь режиссёр как Альфред Хичкок, выпустил тогда свой новый, третий по счёту фильм, посвящённый теориям великого австрийца — «Заворожённый». В нём Хичкок задумал не просто использовать фрейдистские идеи, а раскрыть сам метод психоанализа, подробно рассказав о нём в популярной форме.
Фильм начинается с психологической больницы, куда приезжает новый главврач доктор Эдвардс (Грегори Пек). Врач и психолог Констанция Петерсен (Ингрид Бергман) сразу влюбляется в него, и, кажется, взаимно. Но очень скоро она замечает некие странности в поведении доктора Эдвардса. Её подозрения усиливаются с каждым днём, и в итоге однажды она не сдерживается и расспрашивает возлюбленного, который на самом деле никакой не доктор, а душевнобольной. На следующий день он сбегает, аккурат перед приездом полиции, которая пояснила, что настоящий доктор Эдвардс убит, причём убийца теперь скрывается под его именем. Констанция не верит в это и решается на собственное расследование.
Дальше мы встретимся и с трактовкой снов, сцена которого будет поставлена самим Сальвадором Дали в его сюрреалистической манере, и с погружением в детские воспоминания. Главная героиня совместно со своим учителем, которого играет блистательный актёр Михаил Чехов, племянник Антона Павловича, погружают героя Грегори Пека, да и нас самих зрителей в пространство теорий Фрейда. Незаметно для нас, мы сами оказываемся в роли пациентов, внимательно вслушиваясь и транслируя речи главных героев на свою жизнь, свои сны и воспоминания. Вскоре, правда, мы уже будем выступать в роли врачей, пытаясь передать глупой полиции хоть толику знаний. Таким образом, Хичкок и добивается воплощения своей цели: популярно рассказать о фрейдизме, постепенно делая из случайного зрителя знатока теории психоанализа.
Технически фильм сделан с виртуозным мастерством. В «Заворожённом» есть много сцен, которые были уместны бы и в немом кино, к примеру, сцена детского воспоминания. Хичкок умело комбинирует старые приёмы с новым форматом, в итоге предоставляя зрителям настоящий хит. Монтаж фильма можно сравнить с монтажом Сергея Эйзенштейна, который просто сбивает с ног своим «кинокулаком». Он резок, интенсивен, создаёт ритм и атмосферу фильма. Таким образом, Хичкок, последовательно излагая теорию психоанализа, не даёт зрителю заскучать, а наоборот ещё больше вызывает у него интерес.
На языке оригинала фильма называется «Spellbound», что можно перевести и как «Завороженный», и как «Заворожённая», и как «Заворожённые». Последний перевод кажется наиболее предпочтительным, ведь не только герой пребывает в гипнотическом состоянии, но и сама героиня представляется некой заколдованной женщиной, одержимой невротической любовью к герою Грегори Пека. Хичкок играет со зрителем, создавая странный мир, подчиняющийся теориям Фрейда, но он так умело и виртуозно все проделывает, что незаметно для самого себя ты принимаешь правила игры и входишь в пространство фильма и тоже в качестве заворожённого.