Сны? (2009)
У немолодого психоаналитика Андрея Дмитриевича Корабельникова в жизни все размерено и предсказуемо — рабочие будни и одинокие холостяцкие вечера сменяют друг друга, не оставляя в душе следа. Все меняется, когда на прием к нему приходит удивительно красивая, и одновременно необычная девушка, рассказывающая о своих снах. С этого момента Андрей Дмитриевич попадает в вереницу запутанных непрекращающихся событий, которые невозможно отличить от реальности, где его неизменно сопровождает таинственная пациентка.
Она уверяет Андрея Дмитриевича, что они друг другу снятся, и мир устроен вовсе не так, как он привык думать. Сперва Корабельников пытается постигнуть границы состояний, в которых оказывается, руководствуясь своими профессиональными знаниями и скепсисом врача, но постепенно начинает понимать две вещи: нет границы между сном и бодрствованием, есть лишь череда сновидений; и ему не так уж важно, где он находится, лишь бы эта девушка была рядом.
Совсем не каждый режиссер решится поставить вопрос действительности. Для двадцатилетнего Владимира Ракши именно такой вопрос стал причиной создания фильма. Он предлагает задуматься зрителям над тем, где заканчивается сон и начинается реальность. Главный герой фильма «Сны?» каждый раз просыпается так же, как все люди: с желанием продолжить свою реальную жизнь, которая сменилась на несколько часов сном. Но, просыпаясь, он каждый раз начинает сомневаться: происходящее с ним — очередной сон или его реальная жизнь? Окружающий нас мир — плод нашего воображения. Настолько же смелым было представление Канта, у которого в основе всякого восприятия лежало воображение. Режиссер показывает, к чему может привести неспособность каждый раз, проснувшись, понять, сон это или реальность: от небольшого переживания через отчаяние к самоубийству. Ценой поставленного вопроса становится жизнь.
Из-за запутанности сюжета, непонятно, начало и конец фильма — реальность ли? Или это тоже сон? В конце фильма режиссер приводит зрителя на кладбище, к могиле главного героя. Казалось бы, все ясно — последняя сцена самоубийства была реальностью и вот теперь главный герой мертв и похоронен. Но здесь Владимиру удалось совершенно замечательно продлить жизнь главного героя на зрителей: весь фильм мучился он, не зная, сон это или реальность, а теперь это предлагается зрителям, теперь зрителям задается вопрос, так реальность ли это или сон. И понятно, что у режиссера ответа нет. Это фильм-вопрос.
Зритель на час с небольшим попадает в мир, который отличен от реальности (в сон?), в котором он переживает то же, что и главный герой. Он с ним просыпается каждый раз, каждый раз вместе с ним начинает сомневаться, вместе с ним начинает сходить с ума и вместе с ним, усталый, приходит на крышу дома, зная, что теперь уже все равно — просто надо прыгнуть. Этого во многом удалось достичь при помощи музыки. Когда заканчивается показ, нужно время, чтобы понять, что есть реальность.