Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo's Nest) - 1975

Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo's Nest) - 1975

Великолепный фильм в лучших традициях кинематографа и даже больше — это настоящее искусство. Никакого экшна, никакой пошлости, никакой второстепенности. Фильм построен исключительно на умных и глубоких диалогах и превосходной игре актера. И не важно, идет ли речь о главных героях или же о актерах второго, третьего или даже десятого плана — все играют на высшем уровне. Это заставляет задуматься о подходе режиссера картины. И все предположения оказались истинными-
1) Большинство статистов на самом деле являлись душевнобольными. 
2) За исключением сцены рыбной ловли (ее отсняли в последнюю очередь), вся картина снималась последовательно.

Оба фактора сделали фильм очень живым и что самое главное, реалистичным.

Простой американский парень, Рэндел Патрик МакМёрфи, попав в тюрьму по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней, не стал покорно нести бремя своего срока. Отличаясь импульсивным темпераментом и своенравным поведением, он добился того, что его заподозрили в психическом отклонении и направили на обследование в психиатрическую больницу. И больница ему попалась не простая, а образцовая, с особенно чутким и ответственным персоналом, посвятившим себя служению долгу помощи слабым и беззащитным людям. 

И всё было бы хорошо, если бы не две проблемы. Во-первых, МакМёрфи ни за что не соглашался признать себя слабым и беззащитным. Во-вторых, он не хотел признавать таковыми и своих однокашников, относясь к ним, без всякой фальши, как равный к равным. Здоровое чувство жизни и стремление к свободе столкнулись с системой, взявшей людей в опеку и раздающей им счастье порциями, на подносиках, со стаканчиками для запивания. Что из этого могло выйти? Только трагедия. И она вышла на славу.

Роль МакМёрфи стала для Джека Николсона первой по-настоящему «звёздной», за неё он получил свой первый Оскар. Именно здесь раскрылся мощный и самобытный талант актёра, его способность без напряжения фокусировать на себе зрительское внимание, естественным образом делаться центром событий, органично вплетая в свою игру элементы гротеска. Его игрой восхищаешься так же, как пациенты больницы восхитились своим новеньким товарищем по несчастью, — с того самого момента, как МакМёрфи, освобождённый от наручников в вестибюле больницы, дико захохотал и расцеловал своего охранника.

В принципе, МакМёрфи не помышляет ни о долге, ни о бунте и помогает своим новым друзьям не из каких-то высоких стремлений, а просто потому, что они попали в круг его общения, ему интересно с ними, они способствуют его самоутверждению. В сущности он — обыкновенный разгильдяй, мелкий уголовник и неисправимый анархист. Идеализировать его могли только хиппи и наркоманы 70-х (что они с успехом и делали). Бунт героя Николсона стихиен, лишён цели и потому обречён. Правда, он разбудил могучего индейского Вождя Бромдена — подобно тому, как когда-то давно декабристы разбудили Герцена. Но, как и декабристы, он сделал это случайно, совершенно не представляя себе последствий.

Тема противостояния бунтаря и общественной системы — сквозная в творчестве Милоша Формана. Уже в первых фильмах маститого режиссёра, снятых им ещё до эмиграции в США, в родной Чехословакии, — «Чёрный Пётр», «Бал пожарных» — заметно глубоко критическое отношение к социалистической действительности. Но Форман, как и его герой МакМёрфи, не был противником какой-то одной определённой социальной системы. Он болезненно относился к упорядочивающему и контролирующему давлению общества вообще и стремился исследовать различные аспекты постоянно, стихийно, тут и там вспыхивающего бунта индивидуума против социума. При этом режиссёр прекрасно понимал невозможность успеха таких попыток, и все его герои (МакМёрфи, Колхауз Уокер из «Рэгтайма», Амадеус, Ларри Флинт) одновременно как борцы с системой, так и жертвы её. Но зато как восхитителен был глоток свободы, доставшийся этим одиночкам! Зрители всего мира до сих пор облизываются.

Решаемые проблемы Как это происходит