Преждевременная старость души - Станислава Телегина
Преждевременная старость души.
Я часто слышу от молодых людей, которым еще нет 30, что они чувствуют себя стариками. «Мне 28, я уже такой старый», они не чувствуют бодрости, прилива энергии, у них не горят глаза от идей или желания что-либо сделать. Они чувствуют усталость, непроходящую, тянущую, каждый день превращается в день сурка, а каждая новая болячка только подтверждает их гипотезу о пришедшей старости. И многие из них говорят об этом на полном серьезе, намекая, что жизнь уже кончена и смысла что-либо менять уже нет. Но так ли это? Откуда берется эта преждевременная старость и что с ней делать?
В течение всей своей жизни мы тратим силы на поддержание самих себя и своего психического здоровья, или, вернее, стабильности. На поддержание своего образа в глазах других, увлечения, род деятельности и т.д. И, если один из этих элементов не соответствует нашим желаниям, или нашему виденью самих себя, то энергия уходит на другое - на психические защиты, чтобы скрыть от нас тот факт, что мы живем не так как мы хотим и делаем не то, что всегда хотели, чтобы не разочароваться и не сойти с ума.
Поддержание защит это очень трудоемкий и энергозатратный процесс, который, к тому же искажает окружающую реальность и мешает видеть истинный порядок вещей.
Так, человек, которому с детства указывали что ему надо делать, вместо того, что ему хочется делать и, в итоге просто запрещает себе хотеть. На это уходит колоссальное количество энергии, убедить себя в том, что это его желания, а не желания родителей, которые его растили с этими мыслями. Отрицание, вытеснение, диссоциация, проекция, а иногда даже рационализация, все это порождает искажения мышления, заставляя тратить заветный ресурс жизни впустую. И, по сути, запрещая жить свою жизнь.
Люди, чувствующие себя стариками в молодости, не прожили свою жизнь, да они ее никогда и не жили, поэтому над ними нависла апатия, меланхолия, высасывающая из них последние крупицы энергии. Как можно жить, если живешь не ты? Если живешь за кого-то другого, как будто тянешь непосильную ношу, но смысла в этом нет. И жизнь становится пустой, непрожитой, мертвой. Именно это чувство внутренней мертвенности тяготит таких людей и заставляет чувствовать себя стариками. Немощными, поскольку они не хозяева своей жизни, их жизнь даже не их, уставшими, потому что их силы уходят совсем на другое, незаинтересованными в дальнейшем, потому что у старости нет будущего, это период заката, когда стоит только созерцать сделанное, но, сделанного еще нет в силу возраста.
Внутренние конфликты тяготят и разрушают изнутри, и, в итоге, люди идут и живут так, как надо, видя вокруг себя таких же людей и не видят выхода. Окружение – это зеркало нас самих и только через него человек способен себя вытянуть, вылечить, понять, что что-то в нем не так, увидеть, как другие отражают его эмоции, и через это обучаться и развиваться. Но, люди с мертвенным нутром ищут таких же, себе подобных, бессмысленных, бесперспективных и узнавая себя, оседают в этом кругу и порастают мхом. Они не видят вокруг себя энергичных сверстников, или даже людей старше них во много раз, но сохранивших азарт у себя в душе. Их внутренние запреты мало того, что мешают им жить как они хотят, также они и мешают им видеть и запускать естественные механизмы саморегуляции – а, то есть простейшее обучение через другого.
И, к сожалению, не освободившись от защит, которые жрут их энергию изнутри и не приняв свое хочу, отделив его от надо, не получится освободиться от преждевременной старости и выйти из ее пут.
Сильно запуганные в детстве строгими границами, невротизированные, ими движет экзистенциальный страх сделать что-то не так, ведь тогда реальность сразу же разрушится, а они перестанут существовать как личности. Невротическое стремление угодить окружающим мешает им взглянуть на самих себя и найти себя, увидеть, что они представляют на самом деле. Преждевременная старость в лучшем случае находит под собой конфликт двух противоположностей - хочу и надо, пока не перерастает в запрет на использование либидо и, в итоге к депрессии.
Запреты на яркие проявления эмоций, гнев, попытки высказать окружающим как они их достали только усугубляют состояние, тратя все больше и больше энергии, чтобы не взорваться, не сорваться, и не потерять лицо. Люди с ощущением старости зажимают себя в тиски невроза со всех сторон, это и окружение, это и внутриличностные конфликты, это и подавление внутренних чувств. Они похожи на баллон под давлением, который непонятно, когда взорвется и сколько еще материал сможет сопротивляться.
Окружение диктует свои порядки и такой человек не может спорить с ними, поскольку его личность недостаточно сформирована и хрупка, для того, чтобы идти против общественного мнения. Он не уверен в себе и ему нужно постоянное подкрепление своей значимости, что делает его конформным, уязвимым, полностью зависимым от окружающих и стереотипов о том, чем он сейчас должен заниматься. Молодые люди идут работать в сферы, наполненными людьми преклонного возраста, потому что так надо и так они докажут свой статус близким, но не потому что это интересно, прибыльно или действительно статусно. Их как будто тянет к людям, на самом деле близким к смерти, как они близки к смерти своей личности, ведь силы сдерживать весь поток чувств на исходе, а дальше только пустота. Подобные ошибки часто встречаются у неуверенных людей, которых научили бояться, бояться изменений, бояться проявления эмоций, бояться добиваться чего-либо, потому что «мало ли что подумают люди», их не научили быть личностью, чувствовать себя личностью, не привили веру в то, что они тоже полноправные люди, как и тот «узурпатор», что их вырастил и они заслуживают уважения. Подобное отношение формирует оставшиеся две проблемы – запрет на проявление эмоций и запрет на хочу, как вариант запрета чувств. Они уже не знают, чего они хотят, они уже не помнят где они, а где тот самый «другой», который заставлял жить их правильно и в этом состоит главная беда. Чувствовать и желать слишком страшно и опасно, ведь, когда-то они уже попытались так сделать и чудом выжили.
Часто такие люди формируют двойное Я, где второе Я представляется запертым в клетке и его нужно сдерживать, ни в коем случае не давая ему выбраться на свободу. Второе Я обладает набором качеств, которые они очень хотели бы в себе видеть, но не могут в силу серьезности запретов. Но именно тот Я является живым. Именно тот второй Я готов высказать свои эмоции и мысли, он не боится других. В патологических случаях разделение Я доходит до моментов потери памяти, где человек ведет себя как тот «второй», а не он сам, но, к сожалению, сознание вытесняет эти моменты.
Чувство внутренней старости достаточно серьезная проблема и требует разбирательства в каждом случае, поскольку может привести к необратимым последствиям.
Избавиться от такого состояния можно только сняв запреты и разрешив себе жить без бесполезных защит, но, трудность состоит в том, что без защит все может рухнуть и тогда человек столкнется лицом к лицу со своими экзистенциальными страхами, с тем самым «другим», который может уничтожить. Постепенное изменение себя и своего образа жизни способствует избавлению от дезадаптивных защит и стратегий, заученных в детстве. Избавление также возвращает контакт с реальностью. Обращение к вещам, которые хочется делать, а не надо делать, прибавит энергии, а также придет освободившаяся энергия от снятия защит, что держали по сути пустоту. И, конечно же, отражение окружения, ведь только через других мы строим самих себя, а, значит, через образ людей, не имеющих конфликтов между хочу и надо можно отстроить и свой собственный образ и вернуть себе контроль над своей жизнью.