Остроумие и его отношение к бессознательному. З.Фрейд.

Остроумие и его отношение к бессознательному.

Большую теоретическую работу «Остроумие и его отношение к бессознательному» (Der Witz und seine Beziehung zum Unbewussten) Фрейд написал в 1905 году.

Считая, что в основе остроумия лежит умолчание, Фрейд дает психоаналитическую трактовку характера этого умолчания. Он рассматривает остроумие и как форму разрядки, которая необходима человеку в условиях подавления обществом его индивидуальных влечений.

В исследовании выделены «аналитическая», «синтетическая» и «теоретическая» части. Согласно фрейдовской концепции, «удовольствие, доставляемое остроумием, держится, с одной стороны, на технике, с другой — на тенденции...». Начиная с разбора техники остроумия, Фрейд классифицирует приемы остроумия. Тенденциозность остроты (в случаях, когда она — не самоцель и применяется с какими-то иными намерениями) придает ей дополнительные свойства («Только острота, содержащая в себе тенденциозность, может натолкнуться на лиц, которые не станут ее слушать»). Фрейд делает вывод: «Там, где острота не самоцель, то есть небезобидна, она обслуживает только две тенденции, к тому же допускающие объединение с какой-то точки зрения; это или недоброжелательная острота (обслуживающая агрессию, насмешку, оборону), или непристойная острота (обслуживающая обнажение)».

В «синтетической» части исследователь рассматривает механизм удовольствия как основы остроумия и в этой связи — психогенез остроумия, который связывается с игрой или подделкой. Ставится вопрос о других мотивах (кроме намерения достичь удовольствия) и субъективной обусловленности остроумия, которое впервые рассматривается Фрейдом как социальный процесс.

В «теоретической» части рассмотрены две проблемы: 1) отношение остроумия к сновидению и бессознательному; 2) остроумие и виды комического. Сравнивая остроумие и сновидение, Фрейд обнаруживает аналогию технических приемов, которое позволяет ему применить выводы относительно сновидений (на основе по­ожений «Толкования сновидений») к образованию остроты, которое отнесено к сфере бессознательного. В завершающем разделе работы представлена фрейдовская концепция комического.

Содержание.

Аналитическая часть
- введение
- техника остроумия
- тенденции остроумия

Синтетическая часть
- механизм удовольствия и психогенез остроумия
- мотивы остроумия. остроумие как социальный процесс

Теоретическая часть
- отношение остроумия к сновидению и к бессознательному
- остроумие и виды комического

Решаемые проблемы Как это происходит