Чёрный лебедь (Black Swan) - 2010
Начинается лента, как заправская женская мелодрама, правда остается такой недолго, с середины включая драматические моменты и острые сюжетные повороты. А их надо сказать тут немало. Прибавьте сюда шокирующие сцены метаморфоз героини, а также моменты ее схождения с ума и получите достаточно нетривиальное, умное, контрастное зрелище.В самом начале фильма героине говорят, что «Perfection is not just about control. It`s also about letting go». И тут Нина, которая по сути является марципановой куклой, мир которой замыкается лишь на том, чтобы добиться весьма и весьма ограниченной цели, начинает бунт. И да, она давно должна была ограничить влияние матери, да, она давно должна была дать отпор людям, стоящим у нее на пути, да, она давно должна была показать свое увлечение своим балетмейстером, но характеризует Нину именно то, что все это она делает именно ради роли. Она не выкладывает свою собственную дорогу, она выгрызает землю из под ног окружающих ее людей. И выкладывает из этой земли свой щупленький путь. Именно поэтому она и озирается по сторонам. Жалко и воровато.
Танцевать Черного лебедя для нее — это даже не вызов. Это всего лишь неотъемлемая часть того, что Нине абсолютно не по силам. Что так и осталось не по силам. Потому что она Одетта. А Одилия то представляется ей фантомным врагом в лицах и действиях окружающих, то и вовсе в момент окончательного внутреннего распада овладевает ею. Одилия фактически лишает ее невинности, шаг за шагом, эмоция за эмоцией, именно поэтому Нине постоянно кажется, что она кровоточит. И она так и остается неспособной понять тот факт, что Одилию не нужно побеждать, ее нужно найти в себе и принять как часть себя. Ведь в оригинальном Лебедином озере принц выбирает именно Черного лебедя, и одна только неспособность отличить добро от зла губительна по своей сути.
По сути, это история болезни человека, раздвоение личности, психоз. В принципе, в него вся картина и упирается. Хотя кто знает, может быть на самом деле невозможно добиться совершенства, не будучи фанатичным до последней стадии, когда вытесненное мыслями о мечте либидо начинает возвращаться в виде извращённых галлюцинаций, вяло перетекающей в психоз.