Наши публикации

Роль бессознательных фантазий в психоанализе женских сексуальных расстройств. ЯрославТелегин.

Психология и сексуальность женщины является сложной областью исследования. В эротическом увлечении и поведении человек проявляет себя крайне индивидуально и свободно, а женщина – намного индивидуальней в сексуальном отношении, чем мужчина.

Толчком для наших современных представлений и знаний о психологии сексуальности стала психосексуальная теория З. Фрейда. Его исследования развенчали миф об асексуальности детства, что и стало основой для серьезного прогресса изучений в областях сексологии, сексопатологии, психологии пола. Надо заметить, что многие теории Фрейда в области женской сексуальности оспаривались в дальнейшем его последователями.

Чтобы прийти к пониманию психогенности и значимости женских сексуальных расстройств, можно обратиться к работам К. Хорни. «Мои пациентки обращались к анализу по самым разным психологическим причинам: тревога по всевозможным поводам, невроз навязчивости, депрессия, затруднения в работе и при контактах с людьми, трудный характер и т. д. Во всех случаях невроза психосексуальная жизнь пациенток была нарушена. Что меня поразило: при всем разнообразии картины неврозов не было ни одного, протекавшего без функциональных расстройств в половой сфере».

Хорни писала, что экспериментальное изучение подобных проблем невозможно, и метод, который может раскрыть связь между определенными эмоциональными воздействиями и симптомом, должен быть основан на работе с предысторией случая. Такой метод поможет понять особую эмоциональную структуру личности пациентки и корреляцию ее эмоций и симптомов через индивидуальную специфику истории ее жизни.

«Я знаю только одну психологическую школу, которая предлагает такое глубинное проникновение в личность пациента с достаточно высокой степенью научной точности — это психоанализ . В процессе анализа мы получаем такую картину происхождения, содержания и динамической напряженности воздействия психических факторов, которая на самом деле существует в реальной жизни».

Надо отметить, что исследования по данной проблеме представлены в психоаналитической литературе фрагментарно и исследовались с различными концептуальными подходами. Поэтому актуальность работы состоит еще в систематизации психоаналитических знаний по данному вопросу. Причинно-следственная связь между неврозами и сексуальными расстройствами и перверсиями существует всегда, и выявление факторов, ответственных за формирование сексуальных расстройств и перверсий представляет собой важный инструмент для успешной психоаналитической терапии.

Дзен-психоанализ Джоаккино Ди Фео

Цель этой работы - осветить проблемы взаимосвязи между психоанализом и дзен-буддизмом.

Между этими двумя достижениями человечества в сфере глубинной психологии уже на протяжении многих лет существует постоянный диалог, безусловно, сложный, но конструктивный. Дзен-буддизм не меньше, чем психоанализ, занимался изучением «глубинного» ума. Еще Платон говорил, что неосмысленная жизнь не достойна того, чтобы ее прожили, и Будда Шакьямуни может считаться одним из первых исследователей глубинной психологии.

Цели психоанализа и дзен-буддизма похожи: облегчить человеку страдания и вернуть ему, насколько это возможно, психическое здоровье, помогая обрести счастье в этой жизни. Как психоанализ, так и дзен-буддизм работают с умом, исследуя его до самых сокровенных глубин.

Эта работа покажет, как много психоаналитиков, уже считающихся классиками, были знакомы с дзен-буддизмом: начиная с Юнга, Фромма, Хорни и Перлза между психоанализом и дзен-буддизмом установились отношения постоянного диалога, послужившие их взаимному обогащению и развитию.

Далее в работе уделяется внимание связям, установившимся между психоанализом и дзен-буддизмом, которые способствовали проведению в 1958 конгресса в Куэрнаваке (Мексика), где приняли участие многие психоаналитики, включая Фромма. Из научных работ, представленных на этой конференции, можно оценить, насколько обогатился настоящий диалог между психоанализом и дзен-буддизмом, и особенно, какое распространение получил, с одной стороны, психоанализ на Востоке, с другой - дзен-буддизм на Западе

Мы начинаем с Фрейда и его связей с Востоком, далее анализируем написанное на эту тему Юнгом, затем - Фроммом и другими психоаналитиками (вплоть до Лакана).

После такого экскурса мы рассматриваем точки соприкосновения и расхождения психоанализа и дзен-буддизма относительно таких понятий, как Я, Самость, Бессознательное, сновидение и обсуждаем возможность использования дзен-медитации в психоанализе.

 

Психологическая суверенность подростков, проживающих в родной и неродной культуре Станислава Телегина

Представлены результаты исследования уровня и содержания суверенности психологического пространства у подростков из трех культур — русских, еврейских и татарских. Основным методом исследования был опросник «Суверенность психологического пространства» (СПП) С. К. Нартовой-Бочавер. Выборку составили 219 подростков, (Mвозраст = 15, SDвозраст = 3), проживающих в родной или неродной культуре. Была обнаружена статистически значимая взаимосвязь суверенности психологического пространства с конфликтом внешней и внутренней культуры человека, а также выявлены особенности психологического пространства для разных культурных сред. Выдвигаются предположения о факторах среды, которые могут оказывать влияние на состояние психологических границ человека.

Особенности понимания коммуникации и метакоммуникации в норме и патологии на примере больных шизофренией Ирина Козлова

Цель исследования - изучить особенности эмоционального интеллекта и особенности понимания прямой (согласованной) и парадоксальной коммуникации в норме и патологии на примере больных шизофренией. Использовалсь две методики, одна из которых направлена на оценку эмоционального интеллекта, другая, разработанная нами экспериментальная методика, на основе которой выявлялись особенности анализа и интерпретации различных аспектов коммуникации испытуемыми.

Теоретическая новизна исследования состоит в расширении представлений об эмоциональной сфере больных шизофренией, раскрытии особенностей этой сферы у больных, изучении того, какую роль играют особенности эмоциональной сферы в понимании коммуникации другого человека.

Практическая значимость состоит в выявлении мишени для различных психотерапевтических подходов.  При налаживании коммуникации с больным появляется возможность опираться на полученные данные, а так же использовать их в рамках поддерживающе-коррекционной терапии.

Любовная зависимость  Ирина Никнютьева

Любовь - одно из самых прекрасных чувств на земле. Но как тогда объяснить такое большое количество болезненных отношений, причиняющих тяжелейшие страдания, отнимающих желание жить без любимого объекта или желание жить вообще... Для этого важно отличать настоящую любовь от любовной зависимости, которая берет свое начало в неблагополучном детстве и отвечает за формирование дисгармоничных отношений.

Нарциссическая патология - пустой дом Станислава Телегина

Нарциссическая личность в своей основе похожа на пустой, заброшенный дом. У него все еще остался фасад былой славы, вычурно украшенный, говорящий о своем величии и благосостоянии. Но, стоит открыть громоздкую дверь в прихожую, как мы увидим реальную сущность, затерянную, бессмысленную, разрушенную и пустую.

Перфекционизм и прокрастинация Станислава Телегина

Эти два слова настолько прочно вошли в нашу культуру, что можно подумать, что их можно нести над собой как флаг - одно как бич, а второе как знамя. Перфекционизм ассоциируется с успешностью и трудолюбием, и выглядит чем-то таким манящим и желанным, прокрастинация же, наоборот, нежелательна и порицается обществом, хотя и здесь, и там люди сознаются, что сталкиваются с ней и ничего не могут с собой поделать.

Подростковый возраст. Воды реки Стикс. Станислава Телегина

Подростковый возраст — это самый сложный период из всех возрастов. Подросток невероятно уязвим в этот момент, несмотря на свою иглистость, шероховатость, временами полнейшую несносность в этот период взросления они больше всего похожи на моллюсков, твердых как камень снаружи, но ранимых и нежных внутри.

 

Преждевременная старость души Станислава Телегина

Я часто слышу от молодых людей, которым еще нет 30, что они чувствуют себя стариками. «Мне 28, я уже такой старый», они не чувствуют бодрости, прилива энергии, у них не горят глаза от идей или желания что-либо сделать. Они чувствуют усталость, непроходящую, тянущую, каждый день превращается в день сурка, а каждая новая болячка только подтверждает их гипотезу о пришедшей старости. И многие из них говорят об этом на полном серьезе, намекая, что жизнь уже кончена и смысла что-либо менять уже нет. Но так ли это? Откуда берется эта преждевременная старость и что с ней делать?

 

Решаемые проблемы Как это происходит