На стороне подростка. Ф.Дольто

На стороне подростка

Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что он ведет их к обретению самостоятельности в возрасте десяти– одиннадцати лет. Не обязательно, что именно этим возрастом определяется начало упомянутой стадии в развитии индивидуума, но отсюда начинается движение к зоне перемен, потому что каждый проживает эту стадию в соответствии с собственным ускорением или, наоборот, замедлением процесса, в соответствии с собственным ритмом. Но как бы то ни было, рано или поздно, в этой фазе возмужания, в предпубертатный период, нужно пройти через многое, прежде чем войдешь в жизнь взрослых и будешь в силах нести всю полноту гражданской ответственности и участвовать в строительстве нашего будущего общества.

Чтобы «перебраться на другой берег», юным придется пройти через ряд испытаний, преодолеть множество препятствий, справиться со своими внутренними противоречиями и с теми, что создаются окружающими людьми. Чувствительность подростков, их ранимость, их неокрепшие силы столкнутся с большими или меньшими трудностями, которые придется преодолеть на этом пути. Те, кто изначально не будет готов к перелому, который несет с собой обретение самостоятельности, кто приблизится к этой зыбкой и ускользающей почве, будучи внутренне несостоятельным принять его, тем придется труднее, чем другим, но всем понадобится большая воля к жизни, огромная энергия, заключенная в стремлении к будущему, чтобы найти в себе силы и выдержать период умирания собственного детства.

Цель этой книги – поставить жизненно важные вопросы и попытаться задать направление, в каком следует искать ответы на них. Чтобы этапы возмужания и происхождение конфликтов предстали перед нами в верной перспективе, стоит обратиться к анализу первого тома: к книге «На стороне ребенка».

Содержание

Предисловие .............................. 3
От детей к подросткам....................... 5

Часть первая.Чистилище юности и второе рождение
Глава 1. Концепция отрочества. переломные моменты и вехи............................. 11
Глава 2. Мечта о вечной юности. мифы и архетипы .... 25
Глава 3. Образ тела........................... 31
Глава 4. Легенды о юных: эфебы в литературе......... 35
Глава 5. Герои и модели....................... 47
Глава 6. Слово об эфебах. Пионеры эбологии ......... 53
Глава 7. Взросление и поведение. Угловатость и гармония.......................... 55
Глава 8. Ритуалы переходного периода и отроческие
Планы.............................. 72

Часть вторая. Время испытаний
Глава 9. Бунтовщики от психиатрии. Молчаливый психоанализ .......................... 85
Глава 10. Самоубийства подростков: скрытая эпидемия ... 106
Глава 11.Ккаждому свой наркотик: фальшивый рай и псевдогруппы......................... 125
Глава 12. Из-за чего никак не избавиться от отставаний в школе............................ 141
Глава 13. Распавшаяся семья..................... 153
Глава 14. Новые любовные отношения............... 166

Часть третья. Пространство для нового поколения
Глава 15. Права и обязанности.................... 179
Глава 16. Когда молодые берут слово...............204
Глава 17. Направления развития: инициативы и предложения........................219
Вернуть детям права на их изобретения. Сеанс еженедельных разборок.
Щкола, обитель молодежи и культуры. Детские муниципальные советы.
Предложения и дополнения по реформированию современного законодательства.

Приложения
1. Краткое руководство к будущей конвенции по правам детей....... 238
2. Побеги подростков: попытка определения; библиография.......... 245
3. Самоубийства: таблицы; выборка из статей; библиография......... 251
4. Библиография по теме «наркотики и подростки»............. 259
5. Школьное отставание: выборка из анкет; библиография........... 263
6. Библиография работ по общей проблематике ............... 267
7. Образ подростка в мировом кино: фильмография............. 269

Решаемые проблемы Как это происходит
>