Женские сексуальные расстройства

2.  История развития взглядов на женскую сексуальность.

2.1. Женские бессознательные архетипические фантазии в мифологии.

В предыдущей главе было показано, что наиболее удовлетворительно исследовать проблему женских сексуальных расстройств можно в парадигме психоанализа.

Начать же необходимо с понятий женская психология, женственность, женская сексуальность, чтобы показать, в чем их главная особенность и принципиальное отличие от соответствующих мужских понятий и почему женская сексуальность по сей день является малоизученным вопросом. Большинство психоаналитических исследований женской сексуальности строятся на понятиях женственности и мужественности (фемининности и маскулинности). Для психоанализа достаточно характерно обращение к мифологии. Исследуя миф, можно глубже проникнуть в человеческое бессознательное, что необходимо для изучения таинственной женской души.

Р.Джонсон, исследуя греческий миф об Эросе и Психее, считал, что это – универсальное и самое подходящее повествование для изучения женской психологии. Речь в мифе в частности идет о присутствии в женщине двух внутренних сущностей и о проявлении фемининности и маскулинности в женщине.

Изложение мифа не входит в задачу исследования, хочется остановиться лишь на том, что является важным в понимании женской психологии для поставленных целей.

Важным моментом является сравнение двух типов женственности – в мифе это – Психея и Афродита, мать Эроса. Психея – воплощение человеческой души, это волшебное и неземное существо, она невинна и девственна. Она обречена на постоянное одиночество и не может найти себе мужа. Психея существует внутри каждой женщины в качестве не сравнимого ни с чем опыта жизни в одиночестве. Любая женщина – достойная любви принцесса, имеющая только ей присущие совершенства и слишком большую для обычной повседневной жизни душевную глубину. Но для такой женщины в мире не бывает простых человеческих отношений, и если сущность Психеи заполняет большую часть внутреннего мира женщины, это становится для нее серьезной и болезненной проблемой.

Другой, более древний тип женственности – Афродита, богиня, рожденная морем. Она обладает первобытной океанической женской силой, царствуя в своих морских владениях. Психологически это значит, что она правит в бессознательном, символизированном морской пучиной. Каждая женщина имеет внутри себя Афродиту, которую можно распознать по переполняющей ее женственности и по величию, которое бросается в глаза, но не имеет конкретного отношения к реальности. Современная разумная женщина очень смущается, обнаружив в себе сущность Афродиты, которая проявляется в примитивных трюках и в игре инстинктов. С одной стороны, энергия Афродиты имеет большую ценность, способствуя развитию личности и стимулируя к росту ее окружение, с другой, способ жизни, отраженный в природе Афродиты, регрессивен. Он тянет женщину назад, в бессознательное, одновременно заставляя ее идти к новой жизни, при этом всегда с большим риском.

Многие неприятности современной женщины связаны с противостоянием ее двух внутренних сущностей – Афродиты и Психеи. Задача Психеи как раз и состоит в том, чтобы использовать свою человечность для обуздания и смягчения великой архетипической женственности. В этом суть мифа.

Другая дихотомия женственности, когда в пространстве аналитической беседы одновременно на разные голоса говорят два образа, имеющих отношение к двум противоположным фантазмам – о полной неограниченной свободе и о связанности с мужчиной. О.Н. Павлова сравнила их  с двумя первыми женщинами на земле – Евой и Лилит.

Ева - символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, поскольку плоть от - плоти его, рожденная из его ребра. Фактически прообраз нарциссического продолжения.

В апокрифической литературе Лилит зовется первой женой Адама, сотворенной Богом еще до Евы. Созданная так же, как и Адам, из глины (по другим текстам - из огня), она посчитала себя равной ему и сразу же начала с ним ссориться. «Первая феминистка в мире», Лилит воспротивилась даже позиции «лежа снизу» под Адамом во время занятий любовью. Не переспорив Адама, разгневанная Лилит покинула рай. Посланные Богом вдогонку три ангела   не сумели ее вернуть: Лилит, настигнутая ими, предавалась распутству с группой похотливых демонов,  уже успев нарожать сотни демонят, и заявила, что создана для вреда новорожденным.

Лилит – искусительница, которые мужчины всегда будут желать и при этом – всегда бояться.

Трактуя психоаналитически легенду о Лилит, можно сказать, что она символизирует собой обратную сторону женственности, что нам не видна. Возможно, это имеет отношение к тому, что Р.МакБрунсвик называла «всемогущим первичным материнским имаго, образом, снабженным всеми символическими атрибутами злого всемогущества и способным на все». Образ Лилит живет внутри многих женщин. И когда именно он преобладает, берет власть в свои руки, женщина теряет способность быть связанной с мужчиной, она, сама того не осознавая, бессознательно отпугивает его, хотя сознательно стремится к нему. Она хочет, но не может быть рядом с ним, находясь под властью Лилит.

Ева и Лилит существуют одновременно вместе и в непрерывной борьбе. От победы одной из них (или установления удовлетворительного равновесия) зависит судьба женщины. Это – вариант онтогентической динамики внутрипсихического мира женщины под общим названием женственность.

Возвращаясь к мифу о Психее и Эросе, можно увидеть еще один элемент бессознательной конфликтности в женской психологии.

Несмотря на бесконечное разнообразие человеческих судеб, которые создают неповторимую индивидуальность жизни, поиск женщиной общего языка с элементами маскулинности в определенной мере предсказуем. Впервые молодая женщина соприкасается с маскулинностью отца, затем с поглощающей ее маскулинностью в брачный период, после этого - с Эросом, обещающим рай, если она не станет задавать вопросов. Позже она находит в Эросе бога любви, кем, собственно, он и является. И в рамках этой  драмы, и вне ее расходуется очень много психической энергии. Таким образом происходит формирование внутренней маскулинности женщины. Большинство женщин часть своей жизни находится под властью мужчины, но, если ей удается избавиться от этой власти, она неизбежно попадает в зависимость от своей внутренней маскулинности. Жизненный путь женщины - это непрерывная борьба за свое развитие в связи с доминированием в жизни маскулинных ценностей, независимо от того, сталкивается ли она с ними во внешнем мире или внутри, в контексте собственной маскулинности.

В критический момент Эрос спасает Психею. Так и в развитии – когда женщина уже прошла через подростковый период в своем развитии, ей следует избавиться от власти доминирующего, второстепенного и в значительной степени бессознательного мужского компонента, часто определяющего ее отношение к внешнему миру. Развитие женщины может продолжаться, если внутренняя маскулинность сама по себе будет осознана и займет положение между сознающим Я и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где сможет. Впоследствии он может открыть для нее подлинный духовный мир.

Таким образом, на мифологических примерах в данном разделе рассмотрены основные архетипические бессознательные фантазии, которыми обусловлена противоречивость женской психологии и что приводит к нарушению ее взаимоотношений с мужчинами и половой идентичности – и, соответственно – к сексуальным расстройствам и отклонениям. 

2.2. Женственность и женская сексуальность в теории З.Фрейда.

Теперь можно перейти к собственно психоаналитическим исследованиям женственности и женской сексуальности. Основные бессознательные фантазии и психодинамические процессы, определяющую будущую женскую сексуальность по мере развития девочки, первым сформулировал З.Фрейд.

 В исследованиях женской сексуальности он опирался на два предположения: что конституция не без сопротивления подчиняется функции и, что решающие перемены подготавливаются или совершаются уже до наступления половой зрелости. Сравнение с развитием мальчика привело его к заключению, что превращение маленькой девочки в нормальную женщину происходит труднее и сложнее, поскольку оно включает в себя на две задачи больше, и этим задачам нет соответствия в развитии мужчины.

Фрейд считал, что ранние фазы развития либидо оба пола проходят практически одинаково. Со вступлением в фаллическую фазу различия полов полностью отступают на задний план, и маленькая девочка - это как бы маленький мужчина. У мальчиков эта фаза характеризуется тем, что он умеет доставлять себе наслаждение с помощью своего маленького пениса, связывая его возбужденное состояние со своими представлениями о половых сношениях. То же самое делает девочка со своим еще более маленьким клитором. Кажется, что все мастурбационные акты происходят у нее с этим эквивалентом пениса, а собственно женское влагалище остается еще не открытым для обоих полов. То есть он настаивал на том, что в фаллической фазе девочки ведущей эрогенной зоной является клитор. Но с переходом к женственности клитор совсем или частично уступает влагалищу свою чувствительность, а следовательно, и значение. И это первая из двух проблем, которые предстоит решать женскому развитию – ей необходимо определить эрогенную зону, тогда как для мальчика она уже определена.

Вторая проблема, которая стоит перед развитием девочки, состоит в следующем. Первым объектом любви у девочки, как и у мальчика, является мать, но у последнего она остается им также и при формировании Эдипова комплекса, и, по сути, на протяжении всей жизни, а у девочки в ситуации Эдипова комплекса объектом любви становится отец, и можно ожидать, что при нормальном ходе развития она найдет путь от объекта-отца к окончательному выбору объекта.

Фрейд считал, что невозможно понять тайну женственности, не приняв во внимание фазу доэдиповой привязанности к матери. Либидинозные чувства девочки к матери подвергаются воздействию всех трех фаз детской сексуальности – мать, лаская дочку, впервые вызывает у нее эротическое удовольствие, и фантазия совращения матерью имеет под собой реальную основу.

Для смены же объекта любви девочки существует немало поводов, и Фрейд считал, что основной фантазией, ответственной как за смену объекта, так и за формирование личности будущей женщины, является комплекс кастрации. Комплекс кастрации у девочки появляется при виде мужских гениталий. «Девочка чувствует себя ущербной из-за того, что лишена пениса. Этот факт оказывает на нее такое воздействие, психологические последствия которого сказываются много позже.». Неудовлетворенное желание иметь пенис остается у нее в бессознательном. При этом ответственной за отсутствие пениса она считает мать.

Зависть и ревность – сильнейшие женские чувства, налагающие серьезный отпечаток на женскую сексуальность, определяет именно зависть к пенису.

Комплекс кастрации изменяет мироощущение девочки. Фрейд считал, что именно здесь открываются три основных пути дальнейшего развития : подавление сексуальности и невроз, перемена в характере в сторону комплекса мужественности и нормальная женственность. Желание иметь пенис, который отсутствует у матери, заставляет ее обратиться к отцу, и возвращение к женственности возможно тогда, когда желание иметь пенис меняется на желание иметь ребенка – символический эквивалент пениса. Комплекс кастрации сменяется у девочки эдиповым комплексом, в отличие от мальчика, у которого эдипов комплекс разрушается благодаря страху кастрации. Поэтому эдипов комлекс для девочки оказывается своего рода гаванью, она остается в нем очень продолжительное время и только частично освобождается впоследствии от него.

Фрейд наметил основные особенности развития женственности и считал, что женственность деформируется под давлением рудиментов периода мужественности, и на протяжении жизни возвращаться то к женственности, то к мужественности, и что загадка женственности своим истоком имеет бисексуальность женщины. Также он считал, что женственности присуща высокая степень нарциссизма, определяющая ее выбор объекта для любви, поэтому для нее быть любимой предпочтительнее, чем любить.

2.3. Обзор психоаналитических исследований женской сексуальности и сексуальных расстройств.

Рассмотренные в предыдущем разделе положения Фрейда о теории формирования женской сексуальности дали толчок дальнейшим психоаналитическим исследованиям в этой области. Вопросами формирования женской сексуальности, бессознательными фантазиями, вопросами аналитической терапии женских сексуальных расстройств и перверсий занимались такие известные психоаналитики, как К.Абрахам, Х.Дойч, М.Бонапарт, К.Хорни, Э.Джонс, А.Лоуэн и многие другие. Из современных исследователей, которые разнообразили прежние концепции и сделали очень много для практического применения психоаналитических знаний в терапии женских сексуальных расстройств, необходимо выделить Н.Шайнесс, Ж.Шассге-Смиржель, Дж.МакДугалл, Д.Пайнс. Многие из их исследований будут использованы в настоящей работе при обобщении множества факторов, способствующих формированию и патологическому действию бессознательных фантазий на развитие женской сексуальности.

Что касается наибольшего вклада в аналитическую терапию женских сексуальных расстройств, то наиболее значимая роль объективно принадлежит исследованиям и аналитической работе К.Хорни, Дж.МакДугалл и Д.Пайнс. Примерами из их клинической практики будет подкреплены проводящиеся исследования.

В следующей главе будут проведены подробные исследования женских комлекса кастрации, комплекса маскулинности, эдипова комплекса, теории формирования половой идентичности - как источников формирования бессознательных фантазий, имеющих решающее значение для дальнейшего формирования женской сексуальности. В связи с тем, что многие исследователи рассматривали данные понятия по отдельности, исторический экскурс кратко будет продолжен по мере изучения соответствующих понятий.

← Пред. стр. 3 из 11 След. стр. →
Решаемые проблемы Как это происходит